САМЫЙ ТЕМНЫЙ ИЗ ДНЕЙ
Давно ли вы воевали на полях Первой Мировой? Когда? То есть, как так,
никогда?!
И в нацистском концлагере в роли заключённого никогда не
бывали? Да не может этого быть! А хотели бы? Еще бы - такие незабываемые
впечатления!
Ну, в таком случае встречайте
игру-дебютанта от разработчиков "8monkey labs" - Darkest of Days!
(Буквально, "Самый темный из дней").
Однако, стоит сделать небольшое отступление. Раньше ребята из
американской студии "8monkey labs" занимались исключительно "маленькими" играми - по большей части
делали разные разновидности карточных игр в цифровом варианте.
И тут,
надо думать, в один прекрасный день в их головы закралась мысль - а
почему бы не сделать свою большую игру? Помозговали-помозговали, и
решили выдать на суд широкой общественности шутер. А так как бюджет их
был несколько ограничен, то решили они выехать не на графике,
интерактивности или на игре актёров (хотя они тут отрабатывают свой хлеб
довольно неплохо), а на оригинальности задумки:
путешествие во времени, причем не просто во времени, а по полям сражений
самых кровавых войн в прошлых веков. И заслали они своего героя (игрока
то есть) последовательно на фронты Гражданской Войны в
США, русско-германский фронт летней кампании 1914 года, а еще - в
Помпеи времен Древнего Рима! О
КОВАРНЫХ ИНДЕЙЦАХ
И ПУТЕШЕСТВИЯХ ВО ВРЕМЕНИ
Итак, знакомьтесь, вы – бравый солдат американской армии
на Диком Западе Александр
Моррис! В один прекрасный день Моррис вместе со своим отрядом попадает в
засаду, организованную злодеями-индейцами из племени апачей. Несмотря на
своё допотопное вооружение индейцы давят количеством. И вот, когда
казалось, что ближайший апач уже подберётся к Моррису и снимет с его
головы скальп, неожиданно развернулся портал прямо рядом с незадачливым
героем, откуда вылез сомнительный тип в доспехах, и затащил его (вас) в сей портал.
Очнувшись, Морисс, и мы вместе с ним, обнаруживаем себя в светлой
комнате, напоминающей смесь кабинета стоматолога и космический
корабль.
С широченного монитора, установленного посередине комнаты, на
нас смотрит таинственная женщина, называющая себя Матерью. Да вот так,
ни больше, ни меньше. Она рассказала о том, что бравый вояка оказался в
далёком будущем, в некой таинственной компании «Кронотек». Задача «Кронотека»
- установление исторической истины, выявление фактов и тёмных
страниц истории человечества. Однако основной принцип «Кронотека» -
строгое соблюдение истории, предотвращение какого бы то ни было её
изменения.
До этого момента дела у компании шли просто великолепно, но
вот незадача – в недавнем прошлом исчез сам основатель компании, доктор Келль, или, как его называют в «Кронотеке», Отец Времён. Дабы разыскать
пропавшего, мы должны уберечь американского солдата Уэлша, воюющего в
армии северян, и русского пехотинца Петрова (правда его попеременно
называют то Петровым, то Петровичем, так что его настоящую фамилию
установить не удалось) от лихой пули, артиллерийского снаряда или
штыкового удара в область жизненно важных органов. Проще говоря,
необходимо помочь им дезертировать из армии, чтобы восстановить
нормальный ход истории.
Но не всё так просто, ведь в дело вмешивается
другая, не менее таинственная, чем «Кронотек», организация, которая хочет
во что бы то ни стало изменить ход истории. Зачем ей это нужно – узнаем
в финале, а сейчас у бедняги Морриса очень много грязной работы. Очень.
SI VIS PASEM PARA BELLUM!
Несмотря на "завлекалочку" на обложке игры, где нам обещают аж четыре
игровых периода, в игре по сути, представлено только два: Первая Мировая
и Гражданская война в США. Миссия в концлагере и резня в Помпеях не в
счёт - если учесть, что в них мы не проведём и десятой части игрового
времени. Которого, к слову, и так немного.
А между тем эти две полноценно представленные войны различаются более, чем
серьёзно. Выживать в них вам предстоит по-разному. В середине девятнадцатого века, то есть, когда вы попадете на
поля сражений Севера и Юга, часто придётся идти в штыковую,
дабы сэкономить боеприпасы, а также получить тактическое преимущество,
ведь мушкет перезаряжается очень долго. Кстати, с этим связанная
мини-игра "ускорь перезарядку" - во время процесса требуется вовремя
нажать на кнопку мыши. Успели - ускорили перезарядку, а раз уж не
успели, то вас и подстрелить запросто могут.
Несмотря на высокую точность и убойность мушкета, я чаще выбирал
винтовку "генри" или старый добрый "кольт". Пожалуй, преимущество в скорости
важнее, нежели убойность и точность!
Не стоит также забывать, что это время - битва формаций, хоть и
разреженных. Этот момент разработчикам не то чтобы удалось отобразить,
ибо на поле боя царит настоящий хаос, и порой не знаешь - где фронт, где
тыл. Однако в одной из миссий, на кукурузном поле, игрока лишают
возможности самостоятельно передвигаться - разрешается только мотать
головой и стрелять. И вот тут игра достигает невероятного реализма. Когда два строя
сходятся друг к другу на расстоянии полусотни метров и стреляют друг по
другу (никто не прячется за укрытиями, ибо их просто нет), тебя просто
пробирает дрожь: убитые падают и с той и с другой стороны, на
их место становятся новые, и так - раза три-четыре. Правда, обычно, когда
дана свобода передвижения, за отсутствием укрытий я прятался за спинами
товарищей. Хотя какая в конце концов разница - им всё равно умирать, а я
агент "Кронотека", мне историю исправлять надо!
Дадут пострелять и из пушки. Впрочем, это не слишком интересно - есть указатели, но проще стрелять "на глазок". Вид
зарядов всего
один, правда очень убойный - разрывные ядра. Даже при самом неточном
попадании кладет на месте человек двадцать, не меньше. Однако всегда пушки отчего-то
ставят на первой линии обороны, а потому вероятность самому погибнуть, стоя у
орудия, довольно высока. Порой солдат проще даже перестрелять из
винтовки, чем пытаться поймать их в пушечный прицел!
Иногда нам перепадает снайперская винтовка, но использовать её совершенно
бессмысленно - все бои происходят на средних или малых дистанциях, а на
дальних много врагов всё равно не настреляешь - запас патронов не
позволяет.
FUR DAS VATERLAND!!!
Совсем другая
атмосфера, как батальная, так и эмоциональная - Восточный фронт Первой Мировой. Хаос на поле боя
сменяется непротяжёнными, но жестокими позиционными боями.
То немцы, то
русские с криками: "За Родину!", "Fur das Vaterland!" бегут в атаку на
вражеские окопы под ураганным огнём пулемётов. Порой, и игроку придётся
возглавлять такие атаки, передвигаясь пробежками от одного окопа к
другому. Надо защищать и дружественные позиции, сидя за спусковым
крючком пулемёта или управляя гаубицей. Для любителей военной экзотики припасена прогулка на "цеппелине", и при этом
- возможность принимать активное участие в
сражении!
Для полного счастья не хватает, пожалуй, лишь рейда на
бронепоезде в тыл врага и стрельбы из зенитки по самолётам!
В Первой Мировой особе значение для выживаемости вашего героя имеет точность и дальность, поэтому из пистолета тут
особенно не постреляешь. В отличии от Гражданской войны в США в Первой
мировой активно используются гранаты - правда летят они по какой то
совсем неведомой траектории, на простим этот казус - ведь главное в них
- это зона
поражения осколками!
Порой разработчики радуют нас тем, что вместо аутентичного оружия той
эпохи, в которой мы воюем, нам присылают какую-нибудь убойную штуковину из
будущего. Особенно ужасные потери оно наносит во время Гражданской войны
в США: процесс убиения "серопузых"
идёт настолько быстро, что я даже удивлялся их решимости снова и снова
кидаться в бой и гибнуть под градом моего свинца (или что там в будущем
используют то?).
К слову, об оружии из будущего. Eсть автомат с автоприцеливанием,
плазменный выжигатель и снайперская винтовка с невнятным названием
"БАЯЯCUDA" с самонаводящимися пулями!
ЛЮДИ В СИНЕМ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ИСТОРИИ!
Вспомним, однако, что мы всё-таки не войны приехали выигрывать, а историю
восстанавливать, героя предупредят, что ни в коем случае нельзя убивать
людей с синими аурами. Якобы если их прикончить, ход истории изменится,
и далеко не факт, что в лучшую сторону! Посему в таких людей надо кидать
"ищейки" (специальные штуковины, напоминающие гранаты, которые
"отключают" сиих господ), поражают им руки, ноги, но ни в коем случае не
убивают! В противном случае время вокруг останавливается, а из порталов
вылезает пара ребят из отдалённого будущего, вооружённых импульсными
винтовками и к тому же настроенных весьма недружелюбно. Правда, из-за
того, что основным критерием отбора во временной патруль "Кронотека" по
всей видимости является паталогическая глупость, то застрелить их не
является особой проблемой даже из мушкета (иди лучше сразу идти в
штыковую), а тем паче из "трёхлинейки".
А ведь у них можно затем
отобрать оружие, упростив последующее прохождение миссии! Удобно
выходит: тяжело проходить миссию - нашёл бойца с синей аурой, подстрелил
его, из небытия вылез патруль - и его перебили, забрали оружие, и без
проблем проходим миссию! Тут правда есть одно "но" - ежели такая вещь
случится, то нам не выдадут особых бонусных очков, на которые в будущем
можно улучшить оружие... прошлого.
ГНЕТУЩЕЕ ДЫХАНИЕ СМЕРТИ
В Darkest of Days
приятное впечатление производит графика. Две эти войны отличаются между собой не
только особенностями ведения боевых действий и декорациями, но и своей
атмосферностью.
В шестидесятых годах позапрошлого столетия царствует буйство
красок, тёплые солнечные цвета, всё буквально дышит жизнью! Даже
удивляешься - неужто тут идёт война? Совсем другое дело - кровавое
начало века двадцатого. Над мировой мясорубкой постоянно стоит
тёмное, мрачное небо, декорации давят своей массивностью и
величественностью, будь то деревья или дзоты, стоящие посреди окопов.
Всё тут какое-то тёмное, отталкивающее, дышащее смертью и разрушением:
мутное, холодное, неживое.
Лишь постоянные вспышки от взрывов прерывают
это мертвенное спокойствие, впрочем и они как нельзя лучше вписываются в
канву этого погибающего мира. Похожая атмосфера царит и в концлагере. Чем
то мне это напомнило совсем другие игры, с другим замыслом и от других
разработчиков, а именно знаменитые серии "Viktoria" и "Hearts of iron". Если
"Виктория" радует яркими, светлыми красками и бравурными маршами, то
"День победы" давит тёмным и как бы выцветшим интерфейсом и тревожной
музыкой, погружая в атмосферу Мировой Войны. Правда, уже Второй, но это
не суть важно. Музыка в "Darkest of Days", раз уж мы о ней
заговорили, хоть и не запоминающаяся, но
отлично поддерживающая настроение. Что тут сказать? Браво!
К сожалению, есть и графические недоработки. Спецэффекты взрывов уж очень
разочаровали. Огонь и вовсе спрайтовый. Как и солдаты, бегущие вдалеке.
Это кстати очень сильно раздражает, когда видишь в зоне обзора не
нормальные 3D модели, а плосковатые силуэты двухмерной компьютерной эпохи. Это понятный ход в
серии игр Total War - там может быть до нескольких тысяч солдат в одном
кадре. Но в Darkest of Days количество солдат, участвующих в битве,
почти никогда не переваливает за две сотни?! Впрочем, для шутера это не
мало. Наверно отсюда и гибрид самой современной трехмерности с
двухмерностью вчерашнего дня.
Непонятно также, зачем в игру
впихнули поддержку Agea PhysX. Напомню, что это мощный физический
движок, обеспечивающий реалистичную физику в режиме реального времени в
самых последних ведущих играх для ПК и консоли. Но ведь мир в Darkest of Days чудовищно не интерактивен. Не
разрушаются даже картонные коробки и деревянные ящики. Куда тут до таких
столпов жанра как "Crysis".
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ТОВАРИЩА СТАЛИНА
Но к сожалению, игра содержит досадно большое количество ошибок, как
исторических, так и логических. Возьмём ту же Первую Мировую. Если
американцы хорошо знают свою историю и к эпизодам войны "синих и серых"
в игре не придерешься, то историю Европы, они знают, увы,
очень и очень плохо. Вот скажите мне на милость, что делают английские
танки
МК-IV (!) на русско-германском фронте 1914-го года у немцев (!!!). Особенно
учитывая то, что танки впервые появились на Сомме в 1916 году, а на
нашем фронте их вообще не было! Интересен так же тот факт, что и
немцы, и русские используют один и тот же вид пулемётов, напоминающий
родной "Максим" без щитка! И что самое
интересное, те же пулемёты стоят на смотровых вышках фашистского
концлагеря.
Солдаты царской армии, видимо окрылённые скорым
строительством коммунизма, кричат, идя в атаку на немецкие позиции: "За
Родину! За Сталина!". Можно видеть русских, которые бегают по полю
боя в шапках-ушанках образца Великой Отечественной. Генерал Самсонов похож на татарского мужика из
казахского аула.
И таких ляпсусов немало. Римские легионеры носят деревянные щиты,
пробиваемые выстрелом из ружья только разом так эдак с
пятого-десятого. Концлагерь для военнопленных русских стоит на
территории Польши в феврале 1941-го года. Интересно только, как они туда
попали, до войны Германии с СССР ещё четыре месяца. Можно, конечно, сказать, что
дескать, это всё шутки разработчиков, или влияние нашего вторжения в
историю. Однако нашего Александр Морриса засылают в "нормальную" историю, так что тут своё
дело сыграла лень разработчиков залезть в учебник. Иначе "товарища
Сталина" ничем другим объяснить нельзя.
Хватает и логических неувязок. Вот к примеру, почему когда ты ходишь с
оружием из будущего никто из своих на тебя не обращает внимания?
Особенно это глупо выглядит в войне "синих" и "серых". Никому нет дела
до того, что, в то время, как солдаты перезаряжают однозарядные мушкеты,
между ними бегает человек с оружием, делающим больше сотни выстрелов в
минуту? Почему никто из офицеров не подойдёт и не
поинтересуется, откуда у загадочного солдата это чудо- оружие?
Геймдизайн уровней тоже кое-где хромает. Порой кажется что карты делали
совершенно разные люди. Часто на уровне находится столько невидимых
«стенок», что это ужасно раздражает!
Обидно, что при, в общем-то, интересном сюжете, в котором содержится даже
пища для размышлений и мораль, характеры действующих лиц практически
непроработаны. Да и действующих лиц не слишком-то и много:
главный герой (кстати в игре не физический персонаж, а классическая
"летающая камера"), бывший пожарный Декстер, вечно сыплющий
ругательствами и двусмысленными шутками, Отец Времён, который появляется
лишь в последней миссии, и то ненадолго, да и ещё пара лиц,
которые возникают по ходу игры, но главную роль играют только в
финале.
Можно конечно спорить, так ли нужен шутеру сюжет и "литературные"
персонажи, однако взгляните, например, на
Call of Juares,
обзор которого есть на нашем сайте, -
без братьев Мак-Колл, какими мы их узнаем в процессе игры, мотивация их действий
осталась бы для игрока непонятной. Мотивация главного героя в Darkest of
days хоть и поясняется, но как-то уж слишком вскользь. А жаль.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Итак что же мы имеем на деле? Очень и очень неоднозначную
игру.
С одной стороны, неплохой и закрученный сюжет с сильной военной линией,
которая понравиться любителям военной истории, составленный в духе
рассказов Рэя Бредбери и Айзека Азимова, рассуждающий о гуманизме и дающий пищу для размышлений.
И с другой стороны,
невнятная его подача, неравномерность распределения действия по ходу
игры и плохо проработанные персонажи. С одной стороны недурно
оптимизированный движок, выдающий «на гора» до нескольких сотен бойцов в
кадре (!),
с другой – мутные текстуры и не всегда качественная анимация.
«Так всё таки играть или не играть?» - можете спросить вы. Мой ответ
однозначен: играть. Несмотря на все критические замечания. Потому
что в ближайшем будущем вы явно ни в одной игре не почувствуете себя в
шинели солдата кайзера, не сразитесь в одном бою с сотнями конфедератов, не
устроите бунт в концлагере и не сожжёте собственноручно из плазмомёта
десяток-другой римских легионеров.
В игре чувствуется потенциал, она увлекает, а это главное.
К тому же концовка весьма и весьма недвусмысленно намекает на вторую часть. Быть может нам покажут другие не затронутые в играх страницы
военной истории?
Скажем русско-турецкую войну, или колонизацию Америки? |
|